Меню Контакты

8 (800) 250-35-63

Вологда, ул.Чехова, 12

Храмы

Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного
Церковь Святого Апостола Андрея Первозванного располагалась на берегу реки Вологды, неподалеку от церкви Николая во Владычной слободе, и прежде именовалась Спасо-Преображенской во Фрязинове. "Фрязиново" - название дворцового села - местность на левом берегу реки (южная часть Заречной стороны), где в XVI - XVIII веке селились иностранцы, в основном приезжие купцы, которых в Древней Руси называли собирательным именем "фрязины" или "фрязи". Как и многие другие храмы Вологды, церковь Андрея Первозванного пережила две стадии развития своего внешнего вида: деревянную и каменную. Деревянная церковь упоминается, начиная с 1618 года, а в клировых ведомостях имеются сведения о том, что около 1670 года (по другим источникам - в конце XVII в., 1687 год) на месте обветшавшей деревянной церкви выстроена новая, каменная. Высокий каменный храм кубической формы включал в себя две церкви: теплую и холодную. Нижняя придельная теплая церковь была освящена во имя Андрея Первозванного; наименование этой теплой церкви впоследствии дало название всему храму. Внешне Спасо-Преображенская церковь выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII - начала XVIII века. Это - кубический, первоначально пятиглавый храм с пониженным прямоугольным алтарем и папертью. От пятиглавия в настоящее время сохранился лишь центральный барабан с главой. Примыкающая с запада к Спасо-Преображенской церкви колокольня необычного силуэта и, по-видимому, позднейшего происхождения, одна из лучших в Вологде. Она поставлена строго по продольной оси здания, что является сравнительно редким приемом для местного зодчества. Особый интерес представляет интерьер церкви Спаса Преображения, аналогичный храму Николая во Владычной слободе. Два мощных квадратных столба в центре основного помещения соединены торжественной системой подпружных арок и коробовых сводов, прорезанных пятью световыми отверстиями барабанов глав (малые угловые позднее заложены). Церковь Спаса Преображения во Фрязинове являлась хранилищем большого количества старинных икон, часто с подписями мастеров. Из этой церкви происходит такой относительно редкий памятник, как резная свеча, вернее, подставка для свечи из полого куска дерева, украшенная мягким рельефным, резным с позолотой узором с орнаментальными клеймами (ныне - в Вологодском областном краеведческом музее).
Храм во имя Святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе
Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмов города, но поскольку ряд церквей до настоящего времени не сохранились, это храм становиться третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе уже в период постройки закрепил в своем названии еще более древнюю историю: местность, на которой он был возведен, издревле принадлежала вологодским архиепископам, и потому называлась "владычной слободой". Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид - прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)). Исключительно своеобразен интерьер церкви Николая Чудотворца, имеющий необычную двустолпную конструкцию, внешне не выявленную и даже скрытую за привычными для фасадов храмов XVII века формами. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении - служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип среди храмовых зданий XVI - XVII веков, распространенный преимущественно на северо-востоке Руси, в том числе и в Вологде. В 1793 году интерьер Никольского храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся и в настоящее время. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, - многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново. В настоящее время - это один из наиболее известных приходских храмов города.
Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество-Богородицкий кафедральный собор в настоящее время является наиболее значительным среди храмов Вологодчины. Существующий ныне Рождество-Богородицкий собор был построен в 1830-е годы по инициативе старосты А.И. Попова-Тестова на средства, пожертвованные прихожанами церкви. Нововозведенный каменный храм был двухэтажным, четырехпрестольным, и находился в связи с каменной колокольней. В XIX веке Глинковское кладбище, по названию храма именуемое Богородским, становится центральным в городе. На нем хоронили известных людей, живших даже за пределами Вологды. В годы первой мировой и гражданской войн на Богородском кладбище хоронили погибших или умерших в госпиталях воинов. История Рождество-Богородицкого храма интересна и тем, что он был единственным, избежавшей закрытия в годы репрессий и расцвета атеизма, хотя в 1922 году все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты. К 1940-м годам кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы оставалась единственным действующим храмом во всей Вологодской области. Верхний этаж храма был закрыт (в нем обосновался архив НКВД), а церковные службы велись в нижнем этаже здания. Только сюда приезжали и приходили люди, с тем чтобы помолиться за своих близких в годы Великой Отечественной войны. В конце 1940-х годов верхняя церковь Богородицкого храма вновь была открыта, здание полностью перешло во владение верующих. В эти годы храм стал называться Рождество-Богородицким кафедральным собором. Для нужд небогатого храма построили несколько подсобных сооружений, сохранившихся до настоящего времени. До настоящего времени бывшая кладбищенская церковь Рождества Богородицы продолжает оставаться Вологодский кафедральным храмом.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне
Церковь именуется Покровской на Козлене, или Козленской, по названию слободы, в которой располагалась. В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В октябре 1730 года деревянная церковь Покрова на Козлене была заменена каменной, служащей теплой церковью. Козленская слобода прежде была заселена мастеровыми рабочими людьми, среди которых, в частности, были канатчики. Существует предание, согласно которому в одно из посещений Вологды Петр I, интересовавшийся всем, что относилось к морскому делу, пожелал осмотреть способ витья канатов и веревок вологодскими мастерами, для чего отправился в Козленскую слободу. Жители слободы при встрече государя поднесли ему древний образ Неопалимой Купины. Царь Петр, приняв образ, приказал хранить его в местной приходской Покровской церкви. Это предание выглядит вполне правдоподобным, поскольку Петр I, проезжая через Вологду в 1724 году с супругой Екатериной Алексеевной, останавливался на Новинковской улице, в доме иностранки Гоутман (ныне Домик Петра I), неподалеку от Козленской улицы. Архитектура Покровской церкви типична для начала XVIII столетия. Ее главный корпус в архитектурном отношении имеет сходство с тремя вологодскими церквями, построенными в одно десятилетие с ней: Иоанна Предтечи в Рощенье, Власия Севастийского и Троице-Герасимовской на Кайсаровом ручье. Каменная Покровская на Козлене церковь одноэтажная, одноглавая и находится в связи с колокольней, завершенной шатром. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и колокольня были полностью изменены в XIX - начале XX века. Стенная роспись церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг.) и представляет наиболее значительный интерес в храме Покрова. Росписью покрыт купол храма, стены и парусные своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней заметно уже явное влияние новой, светской живописи. В настоящее время фрески и стенная роспись Покровской церкви полностью восстановлены. Среди икон, находящихся внутри церкви, замечательна еще древняя, средней величины, икона Спаса Нерукотворенного Образа, находящаяся на внешней стене алтаря холодной церкви, в киоте за стеклом.
Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского
Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (ранее Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась "Известной Горой" (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости). Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), "на Старом Торгу". Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. Однако гораздо раньше, вероятно, еще до польско-литовского нападения, т.е. в начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и "вологодского разорения" в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен. Год построения каменного храма Николая Чудотворца на Извести точно неизвестен. Судя по архитектуре церкви можно предположить, что она построена во второй половине XVIII века: она во многом схожа с храмами, возведенными в то время, и вероятно современна им. Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть храму самостоятельность. В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года.
Храм в честь Покрова Божией Матери на Торгу
Церковь Покрова на Торгу построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась "у государя на сенях", что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества. Первого августа 1991 года решением президиума горсовета церковь Покрова на Торгу была передана верующим. Освящение храма состоялось 15 февраля 1992 года, и с тех пор храм Покрова на Торгу открыт для верующих в течение всего дня - без перерывов и выходных. В сентябре 1995 года в действующей Покровской церкви была открыта воскресная школа.
Храм свв. Равноапостольных царей Константина и Елены
Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин). Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году). Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показаний эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде. Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца на Глинках
Место, на котором располагалась церковь Николая Чудотворца на Глинках, было образовано слиянием трех небольших рек: Содемки, Чернавки и Копани, составляющих в дальнейшем своем течении реку Золотуху, выкопанную по распоряжению царя Ивана Грозного и впадающую в реку Вологду. Первоначально церковь называлась Флоро-Лаврской, позднее - Никольской, что "в разсыльщичье слободе". Глинковской же она стала называться от той глины, которую в больших количествах скидывали при копании реки Золотухи. Это последнее название стало употребляться со второй половины XVIII века. Время и посвящение первоначально постройки церкви неизвестно. В приходе церкви некоторое время жил преподобный Галактион, по прибытии в Вологду. До 1676 года она была деревянной. Двухэтажная Николо-Глинковская церковь включала три престола: в верхнем этаже, служившим холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем - древнейший престол во имя Николая Чудотворца и во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). В годы советской власти помещение церкви выполняло различные функции: некоторое время здесь располагались общественные бани, медицинское учреждение, мастерская психоневрологического диспансера. Естественно, подобное использование храма сильно исказило его первоначальный вид: на принадлежность к культовым сооружениям указывали лишь остатки фресковой живописи, проглядывающие из-под побелки в самом верху четверика. В настоящее время церковь восстанавливается. Храм Николая Чудотворца на Глинках, первоначально приписанный к нынешнему кафедральному Рождество-Богородицкому собору, в 1995 году стал самостоятельной действующей приходской церковью.