Меню Контакты

8 (800) 250-35-63

Вологда, ул.Чехова, 12

Храмы

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество-Богородицкий кафедральный собор в настоящее время является наиболее значительным среди храмов Вологодчины. Существующий ныне Рождество-Богородицкий собор был построен в 1830-е годы по инициативе старосты А.И. Попова-Тестова на средства, пожертвованные прихожанами церкви. Нововозведенный каменный храм был двухэтажным, четырехпрестольным, и находился в связи с каменной колокольней. В XIX веке Глинковское кладбище, по названию храма именуемое Богородским, становится центральным в городе. На нем хоронили известных людей, живших даже за пределами Вологды. В годы первой мировой и гражданской войн на Богородском кладбище хоронили погибших или умерших в госпиталях воинов. История Рождество-Богородицкого храма интересна и тем, что он был единственным, избежавшей закрытия в годы репрессий и расцвета атеизма, хотя в 1922 году все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты. К 1940-м годам кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы оставалась единственным действующим храмом во всей Вологодской области. Верхний этаж храма был закрыт (в нем обосновался архив НКВД), а церковные службы велись в нижнем этаже здания. Только сюда приезжали и приходили люди, с тем чтобы помолиться за своих близких в годы Великой Отечественной войны. В конце 1940-х годов верхняя церковь Богородицкого храма вновь была открыта, здание полностью перешло во владение верующих. В эти годы храм стал называться Рождество-Богородицким кафедральным собором. Для нужд небогатого храма построили несколько подсобных сооружений, сохранившихся до настоящего времени. До настоящего времени бывшая кладбищенская церковь Рождества Богородицы продолжает оставаться Вологодский кафедральным храмом.
Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского
Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (ранее Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась "Известной Горой" (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости). Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), "на Старом Торгу". Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. Однако гораздо раньше, вероятно, еще до польско-литовского нападения, т.е. в начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и "вологодского разорения" в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен. Год построения каменного храма Николая Чудотворца на Извести точно неизвестен. Судя по архитектуре церкви можно предположить, что она построена во второй половине XVIII века: она во многом схожа с храмами, возведенными в то время, и вероятно современна им. Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть храму самостоятельность. В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года.
Храм свв. Равноапостольных царей Константина и Елены
Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин). Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году). Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показаний эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде. Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды.
Храм в честь Покрова Божией Матери на Торгу
Церковь Покрова на Торгу построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась "у государя на сенях", что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества. Первого августа 1991 года решением президиума горсовета церковь Покрова на Торгу была передана верующим. Освящение храма состоялось 15 февраля 1992 года, и с тех пор храм Покрова на Торгу открыт для верующих в течение всего дня - без перерывов и выходных. В сентябре 1995 года в действующей Покровской церкви была открыта воскресная школа.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца на Глинках
Место, на котором располагалась церковь Николая Чудотворца на Глинках, было образовано слиянием трех небольших рек: Содемки, Чернавки и Копани, составляющих в дальнейшем своем течении реку Золотуху, выкопанную по распоряжению царя Ивана Грозного и впадающую в реку Вологду. Первоначально церковь называлась Флоро-Лаврской, позднее - Никольской, что "в разсыльщичье слободе". Глинковской же она стала называться от той глины, которую в больших количествах скидывали при копании реки Золотухи. Это последнее название стало употребляться со второй половины XVIII века. Время и посвящение первоначально постройки церкви неизвестно. В приходе церкви некоторое время жил преподобный Галактион, по прибытии в Вологду. До 1676 года она была деревянной. Двухэтажная Николо-Глинковская церковь включала три престола: в верхнем этаже, служившим холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем - древнейший престол во имя Николая Чудотворца и во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). В годы советской власти помещение церкви выполняло различные функции: некоторое время здесь располагались общественные бани, медицинское учреждение, мастерская психоневрологического диспансера. Естественно, подобное использование храма сильно исказило его первоначальный вид: на принадлежность к культовым сооружениям указывали лишь остатки фресковой живописи, проглядывающие из-под побелки в самом верху четверика. В настоящее время церковь восстанавливается. Храм Николая Чудотворца на Глинках, первоначально приписанный к нынешнему кафедральному Рождество-Богородицкому собору, в 1995 году стал самостоятельной действующей приходской церковью.
Церковь Иоанна Златоуста и Жен Мироносиц
Относительно времени построения Златоустинской (Мироносицкой) церкви существуют различные сведения. Некоторые авторы относят церковь к началу XVIII века, другие считают, что этот храм мог быть построен и в XVI веке. В архитектурном отношении храм Иоанна Златоуста имеет прямые аналоги в монастырском зодчестве, в частности, подобная церковь имеется в Спасо-Прилуцком монастыре (теплая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, вторая по-ловина XVI - XVII век). Двухэтажный Златоустинский храм по своему живописному объемному построению близок церкви Константина и Елены: двусветный куб на подклете, также завершенный пятью крупными куполами глав, с пониженными прямоугольными пристройками - алтарем и папертью, и колокольней у северо-западного угла. Звонница - самая удачная и типичная часть храма. На широкий мощный четверик поставлен сравнительно узкий восьмерик звона, покрытый пирамидальным каменным шатром со слуховыми окнами, идущими в два ряда, и завершенным главой. Церковь является одним из первых двухэтажных храмов Вологды со времени начала их построек. Златоустинская церковь состояла из двух помещений: нижней церкви, устланной чугунным полом, и церкви верхней. Таким образом, в этом храме полностью отразилась идея преемственности двойных вологодских церквей, холодной и теплой, объединенных в одном здании. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви - во имя Жен Мироносиц.
Церковь Сретения Господня
Церковь Сретения является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречной части и знаменует новый этап в развитии каменного зодчества Вологды. В ее архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Каменная Сретенская церковь возведена в 1731 году. Церковь Сретения – бесстолпный трехчастный храм на подклете, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных зеленоватых изразцов – деталь, весьма характерная для вологодских церквей XVIII века. Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма; стройная и высокая, напротив, придала легкость его силуэту. Убранство интерьера не сохранилось. Из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона «Снятие со креста» XVI века – экспонат Государственной Третьяковской галереи. Церковь Сретения закрыта 30 января 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие.
Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке
Церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке — холодная и теплая,— расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся «наволоком», образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера. Церковь Димитрия Прилуцкого на НаволокеПредание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV в. в Вологде известного церковного деятеля Димитрия Прилуцкого. Преподобный Димитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Димитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Димитрия к лику святых часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах Архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 г. среди прочих приходских церквей Вологды. Церковь Димитрия Прилуцкого на НаволокеХолодный храм Димитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII в. после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего, перерыва. Поэтому заказчики обратились к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям — Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, к которой принадлежали его строители. Это — характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и, по обыкновению, лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг. Внутри холодная церковь Димитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые «Семигородная» и «Семистрельная». В настоящее время церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 г. после бывшей накануне всенощной.