Меню Контакты

8 (800) 250-35-63

Вологда, ул.Чехова, 12

Храмы

Храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Рощенье
Церковь Иоанна Предтечи находится на юго-восточной стороне площади, называвшейся прежде Спасской, или Сенной, на которой располагались еще три храма: Спасообыденный Всеградский собор, церкви Николая Чудотворца и Афанасия Александрийского. Церковь называлась Иоаннопредтеченской по главному престолу холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи; а "Рощенской" - по местности, на которой находилась, называвшейся прежде Рощеньем, возможно, от бывшей здесь в старину рощи. Самое древнее указание на существование этой церкви, еще деревянной, относится к 1618 году. Уже тогда церковь принадлежала к числу наиболее посещаемых и богатых храмов Вологды: при ней находилось значительное количество (77) приходских дворов, которым она превосходила большую часть приходских церквей города, и ежегодно платила крупную церковную дань. До 1710 года церковь была деревянной и состояла в конце XVII века из трех отдельных зданий: двух храмов - холодного во имя Иоанна Предтечи и теплого во имя Митрополита Алексия, и колокольни. Церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года, колокольня во время пожара, по ее близости к горящему храму, была срублена. Закладка каменной церкви во имя Иоанна Предтечи, с приделом святого Алексия Митрополита Московского, состоялась 23 мая 1710 года, однако когда церковь была закончена и освящена, точно неизвестно. Здание каменной Предтеченской церкви состояло из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого, - и находилось в связи с колокольней. Колокольня была пристроена к теплому корпусу, который в свою очередь примыкал к западной стене холодного храма. В холодной церкви располагался престол во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, древнейшее устроение которого восходит ко времени царствования Иоанна Грозного, в честь его тезоименитства, которое праздновалось 29 августа. В 1717 году холодный храм был украшен стенной росписью, но на клеймах не сохранились имена художников - иконописцев. Роспись покрывала стены, своды и алтарь холодной церкви. Фрески поновлялись (реставрировались) в 1856 - 1859 годах, вследствие чего появились тона, несвойственные росписи начала XVIII века. Однако графика сохранилась, и можно установить точный рисунок многообразных сюжетов, кроме того была сохранена древняя роспись в нишах окон.
Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного
Церковь Святого Апостола Андрея Первозванного располагалась на берегу реки Вологды, неподалеку от церкви Николая во Владычной слободе, и прежде именовалась Спасо-Преображенской во Фрязинове. "Фрязиново" - название дворцового села - местность на левом берегу реки (южная часть Заречной стороны), где в XVI - XVIII веке селились иностранцы, в основном приезжие купцы, которых в Древней Руси называли собирательным именем "фрязины" или "фрязи". Как и многие другие храмы Вологды, церковь Андрея Первозванного пережила две стадии развития своего внешнего вида: деревянную и каменную. Деревянная церковь упоминается, начиная с 1618 года, а в клировых ведомостях имеются сведения о том, что около 1670 года (по другим источникам - в конце XVII в., 1687 год) на месте обветшавшей деревянной церкви выстроена новая, каменная. Высокий каменный храм кубической формы включал в себя две церкви: теплую и холодную. Нижняя придельная теплая церковь была освящена во имя Андрея Первозванного; наименование этой теплой церкви впоследствии дало название всему храму. Внешне Спасо-Преображенская церковь выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII - начала XVIII века. Это - кубический, первоначально пятиглавый храм с пониженным прямоугольным алтарем и папертью. От пятиглавия в настоящее время сохранился лишь центральный барабан с главой. Примыкающая с запада к Спасо-Преображенской церкви колокольня необычного силуэта и, по-видимому, позднейшего происхождения, одна из лучших в Вологде. Она поставлена строго по продольной оси здания, что является сравнительно редким приемом для местного зодчества. Особый интерес представляет интерьер церкви Спаса Преображения, аналогичный храму Николая во Владычной слободе. Два мощных квадратных столба в центре основного помещения соединены торжественной системой подпружных арок и коробовых сводов, прорезанных пятью световыми отверстиями барабанов глав (малые угловые позднее заложены). Церковь Спаса Преображения во Фрязинове являлась хранилищем большого количества старинных икон, часто с подписями мастеров. Из этой церкви происходит такой относительно редкий памятник, как резная свеча, вернее, подставка для свечи из полого куска дерева, украшенная мягким рельефным, резным с позолотой узором с орнаментальными клеймами (ныне - в Вологодском областном краеведческом музее).
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне
Церковь именуется Покровской на Козлене, или Козленской, по названию слободы, в которой располагалась. В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В октябре 1730 года деревянная церковь Покрова на Козлене была заменена каменной, служащей теплой церковью. Козленская слобода прежде была заселена мастеровыми рабочими людьми, среди которых, в частности, были канатчики. Существует предание, согласно которому в одно из посещений Вологды Петр I, интересовавшийся всем, что относилось к морскому делу, пожелал осмотреть способ витья канатов и веревок вологодскими мастерами, для чего отправился в Козленскую слободу. Жители слободы при встрече государя поднесли ему древний образ Неопалимой Купины. Царь Петр, приняв образ, приказал хранить его в местной приходской Покровской церкви. Это предание выглядит вполне правдоподобным, поскольку Петр I, проезжая через Вологду в 1724 году с супругой Екатериной Алексеевной, останавливался на Новинковской улице, в доме иностранки Гоутман (ныне Домик Петра I), неподалеку от Козленской улицы. Архитектура Покровской церкви типична для начала XVIII столетия. Ее главный корпус в архитектурном отношении имеет сходство с тремя вологодскими церквями, построенными в одно десятилетие с ней: Иоанна Предтечи в Рощенье, Власия Севастийского и Троице-Герасимовской на Кайсаровом ручье. Каменная Покровская на Козлене церковь одноэтажная, одноглавая и находится в связи с колокольней, завершенной шатром. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и колокольня были полностью изменены в XIX - начале XX века. Стенная роспись церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг.) и представляет наиболее значительный интерес в храме Покрова. Росписью покрыт купол храма, стены и парусные своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней заметно уже явное влияние новой, светской живописи. В настоящее время фрески и стенная роспись Покровской церкви полностью восстановлены. Среди икон, находящихся внутри церкви, замечательна еще древняя, средней величины, икона Спаса Нерукотворенного Образа, находящаяся на внешней стене алтаря холодной церкви, в киоте за стеклом.
Храм во имя Святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе
Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмов города, но поскольку ряд церквей до настоящего времени не сохранились, это храм становиться третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе уже в период постройки закрепил в своем названии еще более древнюю историю: местность, на которой он был возведен, издревле принадлежала вологодским архиепископам, и потому называлась "владычной слободой". Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид - прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)). Исключительно своеобразен интерьер церкви Николая Чудотворца, имеющий необычную двустолпную конструкцию, внешне не выявленную и даже скрытую за привычными для фасадов храмов XVII века формами. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении - служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип среди храмовых зданий XVI - XVII веков, распространенный преимущественно на северо-востоке Руси, в том числе и в Вологде. В 1793 году интерьер Никольского храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся и в настоящее время. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, - многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново. В настоящее время - это один из наиболее известных приходских храмов города.